24 июня 2008 г. «Эксперт Юг» №12 (18)

 

В Ростове на рынке ЖКХ появилась частная компания, которая стала зарабатывать автоматизированными услугами по учёту ресурсов и сборам средств. До сих пор в этой сфере работало только государство.

 

Сфера ЖКХ традиционно считается одной из самых отсталых. Что бы там ни говорили о реформе и рыночных механизмах, здесь до сих пор правит бал сантехник дядя Вася с разводным ключом образца тысяча девятьсот затёртого года. Только от него зависит, как долго будут течь в подвалах трубы, насколько хорошо тот или иной дом будет подготовлен к зиме и так далее. Коммунальное хозяйство чрезвычайно медленно переводится на рыночные рельсы. Учитывая неимоверную изношенность фондов и в среднем низкое качество коммунальных услуг, здесь значимо каждое рыночное завоевание.

 

С апреля этого года в Ростове в промышленную стадию вступила реализация проекта аутсорсинговой компании «Ресурсинвест-Ростов» (дочернее предприятие московского ЗАО «Ресурсинвест»), специализирующейся на оперативном информационном сопровождении всех бизнес-процессов в сфере ЖКХ с помощью беспроводной связи и интернет-технологий. Для конкуренции, таким образом, открылся сектор учёта коммунальных ресурсов и сбора-распределения средств, традиционно контролировавшийся муниципальными структурами.

 

Учёт как сегмент рынка
Аутсорсинговая компания «Ресурсинвест-Ростов» работает на ростовском рынке ЖКХ с прошлого года. Компания берёт на себя полное сопровождение комплекса ЖКУ, начиная с предоставления и распределения коммунальных ресурсов по домам и помещениям, учёта потребления в режиме реального времени и заканчивая расчётно-сервисным обслуживанием потребителей по принципу «единого окна» и информированием поставщиков услуг в режиме реального времени по оказанным и оплаченным услугам. По словам генерального директора Ирины Шеметовой, в отличие от существующих единых расчётно-кассовых центров, которые осуществляют только бухгалтерское — и далеко не всегда справедливое — сопровождение расчётов потребителей и поставщиков ЖКУ, «Ресурсинвест» предлагает такие решения, которые позволяют восстановить справедливость в этом вопросе.

 

По мнению представителей управляющих компаний, внедрение этой системы позволит, наконец, перейти к новому уровню расчётов в жилищно-коммунальной сфере — не по нормам, зачастую далёким от реальности, а по фактическому потреблению, что пойдёт на пользу как потребителям, так и самим УК. Как рассказал «Эксперту ЮГ» директор управляющей компании «Алгебра» Олег Землянский, до сих пор учёт ресурсов и распределение средств находились под полным контролем муниципалитета. Управляющие компании заключали договор, по которому полномочия по выполнению функций учёта переходили к МУП «Единый информационно-расчётный центр». Приход коммерческих компаний, с одной стороны, по мнению г-на Землянского, позволит перевести расчёты с потребителями на качественно новый уровень, а с другой — лишит городские власти возможного рычага давления на управляющие компании.

 

На практике это выглядит следующим образом. На общедомовых приборах учёта потребления теплоэнергии, электроэнергии и воды устанавливается специальная система, которая с периодичностью раз в час снимает показания и с помощью радиосигнала передаёт их на центральный компьютер, где они заносятся в базу. На основании этих данных впоследствии осуществляются расчёты между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг.

«Я первый буду покупать у них эту информацию, — заявил “Эксперту ЮГ” директор ростовского МУП “Единый информационно-расчётный центр” (ЕИРЦ — конкурент “Ресурсинвеста” в части бухгалтерского сопровождения расчётов) Станислав Аврамец. — Сегодня, чтобы обеспечить подобный учёт, я должен содержать штат сотрудников, которые будут ходить по домам, снимать показания приборов учёта, записывать их на бумагу и приносить в ЕИРЦ, где другие сотрудники занесут эти данные в систему. И на любом из этих этапов не исключена ошибка. “Ресурсинвест” с помощью технологий исключает человеческий фактор, а значит, возможность ошибки существенно уменьшается. Меньше становятся и издержки, так что я смогу снизить тарифы на свои услуги».

 

Эта схема позволяет не только вести оперативный учёт, но и контролировать ситуацию в домах, считает г-н Аврамец. По его словам, сегодня всё зависит от сантехника. Например, идёт опрессовка системы при подготовке домов к зиме. Сантехник отчитался, что всё в порядке, ему поверили на слово. А что там на самом деле происходит, только тому же сантехнику и ведомо. Где-то в подвале прорвало трубу — много времени и воды утечёт, пока заметят и отремонтируют. А система, предлагаемая «Ресурсинвестом», позволяет отслеживать все процессы в режиме реального времени и оперативно выявлять неполадки.

 

Расширение игрового поля
Сейчас можно говорить об успешной реализации проекта в Ворошиловском районе Ростова-на-Дону, который контролирует УК «Способ управления». С июля проект запускается на территории ещё шести управляющих компаний. Такое расширение поля деятельности уже позволит компании окупать вложения в программное обеспечение и оборудование. Сегодня ведутся предпроектные работы в целом ряде районов Ростова и в других городах юга России. Однако говорить о тотальной экспансии руководство «Ресурсинвеста» пока не желает. Действительно, опыта у компании ещё маловато.

 

Впрочем, и сфера ЖКХ не так уж гладко принимает новации. По словам И.Шеметовой, «внедрение любых инновационных решений наталкивается на противодействие определённых незаинтересованных руководителей, тем более, если проект затрагивает интересы граждан и не одной, а нескольких организаций». Ещё одна трудность — отсутствие внутридомовых приборов учёта, без которых внедрение системы теряет смысл. Впрочем, Станислав Аврамец уверен, что уже к осени счётчики тепла, воды, газа и электроэнергии будут стоять во всех ростовских домах.

 

«Основное направление реформирования ЖКХ в России — это создание конкурентного рынка, — говорит И.Шеметова. — Мы, естественно, не претендуем на то, что наша организация сможет охватить весь рынок услуг на юге России. Мы готовы предложить для этого рынка комплексное высокотехнологическое решение, конкурировать с которым по техническим характеристикам и по функциональным возможностям будет достаточно сложно».

 

Появление компании «Ресурсинвест», при всех её перспективах, гораздо менее значимо, чем собственно появление нового рыночного сегмента. То, что в секторе, традиционно контролировавшемся муниципальными структурами, появляются новые игроки и открывается простор для конкуренции, не может не радовать. Это — ещё один шаг на пути к нормальному конкурентному рынку в сфере ЖКХ, появление которого прямо влияет на качество коммунальных услуг и, в конечном счёте — на качество жизни.

 

http://www.expert.ru/printissues/south/2008/12/tehnologii_v_podvalah/

 

 
 

Россия, г. Москва, Олсуфьевский пер., д. 8 стр.1

Тел.: +7 (499) 678-25-95, факс: +7 (499) 678-25-99

E-mail: info@resursinvest